Каким я вижу это взаимодействие уже через 5-7 лет? На первый план уже сейчас выходит Потребитель, а именно его Сущность в момент принятия решения о покупке. Его ценности, предпочтения, история покупок, принадлежность и связи с определенными социальными группами, даже настроение в данный момент – именно это станет основой для персональных предложений от бренд-компаний и ритейлеров.
Приложения на смартфонах или других «умных» гаджетах станут основным каналом трансляции этих предложений и любой другой полезной информации о товарах или услугах, которую он сможет получить в режиме «он-тайм» непосредственно в момент принятия решения. Запуск подобного приложения при входе в торговый центр или «магазин у дома» станет своеобразной «дверью» в личную «комнату», которую потребитель сможет открыть для бренд-компаний и их предложений, если захочет.
Digital-решения, позволяющие получать доступ к мобильным приложениям покупателей, отправлять соответствующую информацию и отслеживать реакцию потребителя, придут на смену традиционным P.O.S.M.-материалам. А их важной составляющей будет возможность формировать для бренд-компаний и ритейлеров широкий спектр «он-тайм» аналитик на основе собираемых данных, что позволит в разы повысить эффективность управления продажами.
Более того, рынки уже знают примеры первых шагов в этом направлении. В 2010 году SapientNitro разработал и запустил платформенный модуль Ionos для аэропортов, предоставляющий пассажирам широкий спектр полезной информации, включая данные о рейсах, карты, а также специальные предложения от расположенных на территории аэропорта торговых точек. В прошлом году Marks & Spencer анонсировали внедрение интерактивных продавцов-консультантов. Новая технология позволяет распознавать предметы одежды, которые покупатель берет в примерочную, после чего на специальные зеркала выводятся советы по созданию собственного стиля и возможности покупки дополнительных аксессуаров.
Аналогичные по направленности проекты уже есть у Tesco, Target и других мировых компаний, и с каждым годом их становится все больше. Так что будущее действительно практически в шаге от нас. Сделав подобные решения шире и переведя их в повседневную практику, можно без преувеличения произвести революцию на потребительском рынке.
Преимущества для каждой из сторон очевидны
Потребитель, сохраняя удовольствие от оффлайн-шоппинга, получает все преимущества онлайн-торговли, включая выгодные ценовые предложения, индивидуальные подсказки и возможность выбирать из товаров тех брендов, которые ему близки и интересны.
Бренд-компании укрепляют лояльность потребителей, получают широчайший спектр аналитик поведения покупателей и возможность мгновенно реагировать на падение спроса на определенные категории товаров.
Ритейлеры, с одной стороны, повышают свою привлекательность в глазах smart-потребителей, предлагая им то, что последние ценят больше всего: удовольствие от покупок, персонализированный подход и максимально полную информацию о товарах. С другой – получают доступ к аналитическим отчетам, управляя взаимодействием как с потребителями, так и с брендами.
Наиболее прогрессивно настроенные бренд-компании и ритейлеры уже начали движение в направлении открытости, а значит и честности, запуская как интерактивные активности для своих потребителей, так и собственные мобильные решения. Ну а собственно процесс завершения интеграции мобильных технологий взаимодействия с потребителями и решений для сбора и анализа данных об их предпочтениях и ценностях, включая сиюминутные, – вопрос совсем ближайшего будущего, а это значит, что уже через 5-7 лет рынок потребительских товаров будет жить по этим новым законам: открытости и честности.